Тепловоз ТЭМ2

Самое массовое семейство маневровых тепловозов на отечественных железных дорогах. Появилось как дальнейшее развитие ТЭМ1. Несмотря на скромные характеристики, простота и надёжность позволили ему оставаться в производстве до самого конца XX века.

годы выпуска 1960 - 1961, 1963, 1967 - 1996, 2000 
построено
 8983

 

Состав семейства

 

ТЭМ2

Базовая модель была унифицирована с внедрявшимся одновременно семейством грузовых тепловозов 2ТЭ10. Вначале судьба её была неясной: МПС планировало перейти к тепловозам с гидропередачей. Лишь в 1968 г. началось серийное производство ТЭМ2. С 1982 г. тепловозы строились с кузовами ТЭМ2У.

изготовители - Брянский, Ворошиловградский заводы 
главный конструктор -
 П.И.Аронов 
годы выпуска
 1960 - 1961, 1963, 1967 - 1984 
построено
 6219 (включая ТЭМ2А), из них 3151 для МПС

дизель: ПД1, ПД1М (1200 л.с.) 
вес
 120 т
нагрузка на ось
 20 т 
скорость
 100 км/ч 
мощность
 840 л.с. 

ТЭМ2А

Тепловозы ТЭМ2, ТЭМ2У с возможностью переделки на колею 1435 мм.

изготовитель - Брянский завод 
годы выпуска
 1969 - . 
построено
 не меньше 397 в числе ТЭМ2, ТЭМ2У

 
 

ТЭМ2М

Тепловозы с дизелем семейства Д49 для промышленности. С 1983 г. выпускались с кузовом, как у ТЭМ2У.

изготовитель - Брянский завод 
годы выпуска
 1974 - 1988 
построено
 286 или 287 (из них 1 для МПС)

дизель: 2-6Д49 (1200 л.с.) 
вес
 120 т
нагрузка на ось
 20 т 
скорость
 100 км/ч 
мощность
 900 л.с. 

 

ТЭМ2У

Модернизированный тепловоз с новым кузовом.

изготовитель - Брянский завод 
годы выпуска
 1978, 1984 - 1989 
построено
 1390 (включая ТЭМ2А), из них не меньше 191 для МПС

дизель: ПД1М (1200 л.с.) 
вес
 123.6 т
нагрузка на ось
 20.6 т 
мощность
 840 л.с. 

ТЭМ2УС

Тепловоз ТЭМ2У с электромагнитными увеличителями силы сцепления с рельсами.

изготовитель - Брянский завод 
год выпуска
 1978 
построен
 1

 

ТЭМ2Т

Тепловозы с электродинамическим тормозом.

изготовитель - Брянский завод 
годы выпуска
 1983, 1985 
построено
 2

 

ТЭМ2УМ

Тепловоз с модернизированным дизелем большей мощности. Не пошёл в серию из-за проблем с освоением производства нового двигателя.

изготовитель - Брянский завод 
год выпуска
 1988 
построен
 1

дизель: 1-ПД4 (1350 л.с.) 

ТЭМ2УМ

Тепловозы с модернизированным дизель-генератором.

изготовитель - Брянский завод 
годы выпуска
 1989 - 1996, 2000 
построено
 1078 (вместе с ТЭМ2АМ), из них 158 для МПС

дизель: 1-ПД4А (1200 л.с.) 
вес
 126 т
нагрузка на ось
 21 т 
мощность
 840 л.с. 

ТЭМ2АМ

Тепловозы ТЭМ2УМ с возможностью переделки на колею 1435 мм.

изготовитель - Брянский завод 

 
 

ТЭМ2УМТ

Тепловозы ТЭМ2УМ с электродинамическим тормозом.

изготовитель - Брянский завод 
годы выпуска
 1990 - 1991 
построено
 5

 

ТЭМ2УММ

Тепловоз с электродинамическим тормозом и микропроцессорной системой управления.

изготовитель - Брянский завод 
год выпуска
 1992 
построен
 1

 

 

 

Модернизация

ТЭМ2К

Модернизированы дизель и маслосистема, установлен реостатный тормоз и некоторые новые аппараты. Обозначаются также ТЭМ2-К.

изготовители - Брянский, Уссурийский заводы 
годы изготовления
 2002 - 
изготовлено
 125 на июнь 2009 г.

дизель: 1-ПД4Д 

ТЭМ2М

 

изготовитель - Челябинск 
год изготовления
 2005 
изготовлен
 1

 

ТЭМ2АК

Тепловозы ТЭМ2А, модернизированные аналогично ТЭМ2К.

изготовлено 31

 

ТЭМ2УК

 

изготовлено не меньше 4

 

ТЭМ2-УГМК

Глубокая модернизация по венгерскому проекту.

изготовитель - ШААЗ 
годы изготовления
 2014 - 

дизель: Cummins QST-30L2 (1200 л.с.) 
вес
 123.6 т
нагрузка на ось
 20.6 т 
скорость
 100 км/ч 

 

Технические характеристики

 

 

 

ТЭМ2-001...003

ТЭМ2-004...015

ТЭМ2-016...1627

ТЭМ2 с 1628

ТЭМ2У

ТЭМ2М

Общие данные

Род службы

маневровый

Осевая формула

3-3

Сцепная масса (т)

122.4

 

120

123.6

120

Нагрузка на ось (т)

20.4

 

20

20.6

20

Конструкционная скорость (км/ч)

100

Минимальный радиус кривых (м)

 

 

 

80

Длительный режим

Сила тяги (кгс)

21500

 

21000

20400

Скорость (км/ч)

11

 

11.5

11.1

Касательная мощность (л.с.)

875

 

890

840

Конструкция

Контроллер машиниста

КВ-1602

КВ-0801

КВ-0801, КВП-0854

КВП-0854

 

 

Кол-во позиций контроллера

16

8

 

 

Запас топлива (кг)

 

 

 

5440

5400

Запас воды (кг)

 

 

 

1050

1000

650

Запас масла (кг)

 

 

 

430

460

Запас песка (кг)

 

 

 

2000

Длина по осям автосцепок (мм)

 

 

16970

16910

Ширина кузова (мм)

 

 

 

 

3080

Высота (мм)

 

 

 

 

5115

Ходовая часть

Передаточное число редуктора

4.53

4.41

4.53 (4.41 до 028)

4.41

 

 

Тяговые электродвигатели

ЭДТ-340В

ЭД-104Б

ЭД-107(А) 

ЭД-118А  

 

Подвешивание ТЭД

опорно-осевое

Привод движущих колёсных пар

индивидуальный

Тележки

челюстные

Диаметр колёс (мм)

1050

Силовая установка

Дизель

ПД1

ПД1, ПД1М

ПД1М

2-6Д49

Дизель-генератор

 

 

 

ПДГ-1М

17ПДГ-2

Номинальная мощность (л.с.)

1200

1200

1200

Тип передачи

электрическая

Генератор

ГП-300А

ГП-300А,Б

ГП-300Б

Мощность генератора (кВт)

780

 

 

ЭДТ-340В

Номинальное напряжение (В)

220

Максимальная частота вращения якоря (об/мин)

2060

 

Часовой режим

Длительный режим

Мощность (кВт)

 

108

Ток (А)

 

590

 

 

ЭД-104Б

Номинальное напряжение (В)

208

Максимальная частота вращения якоря (об/мин)

2080

Номинальная мощность (кВт)

113

При токе (А)

625

 

 

ЭД-107(А) 

Масса (кг)

3100

Максимальная частота вращения якоря (об/мин)

2290

Номинальная мощность (кВт)

112

 

 

ЭД-118А  

Масса (кг)

3100

Максимальная частота вращения якоря (об/мин)

2290

Номинальная мощность (кВт)

105